Маевская Людмила Юрьевна МБДОУ Д/С Калинка
Виды, способы и приемы лепки в разных возрастных группах ДОУ
1.Виды лепки. 2.Особенности работы с разным пластическим материалом. 3.Способы и приемы лепки в возрастных группах. 1.Виды лепки. Лепка - вид изобразительной деятельности, в процессе которой дети изображают предметы окружающей действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь глиной или пластилином. Современные исследования и практика работы учреждений дошкольного образования говорят о том, что в результате обучения дети могут быть подведены к созданию выразительного образа, т.к. во время лепки они используют многие изображения и технические средства, которыми пользуется скульптуры (передают объём, движение, детали), но используют их своеобразно, что зависит от степени знаний, умений детей. Значение лепки для этического воспитания детей
Кроме перечисленного позитивного влияния занятий лепкой на эстетическое развитие детей, необходимо отметить следующие моменты: лепка развивает у детей наблюдательность; развивает у детей чувство осязания; укрепляет зрительную память; развивает мелкую моторику рук; развивает воображение и творческие способности.Виды лепки (по содержанию детских работ) Предметная лепка – это изображение отдельного предмета. Сюжетная лепка – это изображение нескольких предметов, связанных между собой. Декоративная лепка – это лепка посуды и предметов декоративного искусства (свистульки, матрешки и др.). К декоративной лепке относят и создание рельсов, т.е. украшение плоской формы разнообразными объемными деталями
Виды лепки (по способу изображения) Виды лепки: с натуры; по памяти; по замыслу. Каждый вид имеет свои учебные и творческие задачи. Лепка с натуры – детей необходимо учить видеть предмет, выделять его основную форму, строение, пропорции и изображать это в лепки. Требования к натуре: Ярко выраженная форма, строение и пропорции; Окраска должна быть спокойной и ровной (яркая пестрая окраска мешает воспринимать общую форму предмета и его пропорции).После рассмотрения натуры и анализа строения можно приступить к лепке. Новые требования по сравнению с рисунком:
Процесс лепки происходит на основе зрительного восприятия и активного осязания формы, величины предмета, поэтому дети достигают в лепки успехи гораздо быстрее, чем в рисовании, а качество их работ выше соответствующих изображений в рисунке. Сенсорные основы лепки Лепка необходима для развития у детей ощущений, восприятий и наглядных представлений. Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей опорой для зрения является осязание предмета. Процесс лепкой требует тонкого анализа и синтеза объёмных свойств предмета (объём, форма, плотность, фактура). Самостоятельно ребенок овладеть этим не может. Ему должны помочь взрослые. Они должны научить его обобщённой системе активного обследования предмета, познакомят с выработанными обществом сенсорными эталонами. Активное обследование предметов перед лепкой – это педагогический способ организации чувственного опыта детей. В этой системе можно условно выделить четыре этапа:
Обследование направлено и на анализ «ощупывание» структурной поверхности предмета. При этом должны работать все пальцы рук. Для распознавания структуры материала принимается надавливание на поверхность предмета. Таким образам, детям предлагается система обобщённых действий, которые они проделывают сначала под руководством взрослых, а позднее самостоятельно. Предложенная система обследование предмета перед лепкой осуществляется в ходе занятий, игр или специальных упражнений. При этом обучение обследования следует начинать с 2 лет. Работа с детьми этого возраста ведется индивидуально и группами. Большое значение отводится ознакомлению детей с сенсорными эталонами – формой, величиной и т.д. (младшая группа – шар, куб; средняя группа – конус, овал, цилиндр). Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Угадай, что это» (фрукты и овощи круглой формы: лимон, яблоко, картофель, огурец); «Отбери предметы по группам» (мягкие - твердые; тяжелые – легкие); «Путешествие по игровой комнате».Таким образом, организация сенсорного обследования предмета позволяет опустить показ процесса создания изображения, который раньше был связующем звеном между восприятием предмета и его лепкой. 2.Особенности работы с разным пластическим материалом. Овладение изобразительными и техническими средствами лепки составляет для ребенка большую сложность, поэтому воспитатель с особой ответственность должен подходить к отбору материала для лепки, содержанию и приёму обучения. Обычно в учреждении дошкольного образования используют глину и пластилин. Глина – наиболее удобный и ценный материал. Эластична Послушна в руках Обладает приятным нейтральным цветомПластилин – упругий материал, который требует специальной подготовки перед работой. Он может быть однотонным и цветным. Однотонный даёт возможность лучше понять цельность формы и строения предмета. Цвет вносит разнообразие в работу, является дополнительным средствам выразительности. Оборудование для лепки: Каркасы - палочки разной длины и толщины. С помощью каркаса фигуры становятся более устойчивыми, динамичными. В процессе лепки нужно уметь пользоваться стеками. Они могут быть деревянными и пластмассовыми. Самая простая форма стеки-палочки, заостренная с одной стороны и закругленная с другой; стека-лопаточка; стека- петля. Кроме того, стеки могут быть в виде печаток с разными формами сечения: круглой, квадратной, треугольной и т.д. Используют их для нанесения орнамента на поверхность изделия. В качестве таких печаток могут быть использованы крышки от фломастеров, шляпки от винтов и т.д. Используется стека для обработки деталей в тех случаях, когда это трудно сделать рукой, стекай, снимается лишняя глина и формы, делаются надрезы. Поверхность вылепленного изделия, сделанного по мотивам народных игрушек, обрабатывается влажной тряпочкой, (входит в оборудование занятия). Для успешного обучения детей лепки хорошо иметь по размеру доски, которая размещена на столе. Они могут быть круглые или квадратные. Их размер определяется величиной лепки. Для фигуры размером 15*10 см. необходима доска 35*22 см. Если фигура увеличена в размерах, то используется и большая по размеру доска. В старших и подготовительных к школе группах вместо досок могут использоваться поворотные станки с подвижно установленным диском, чтобы во время лепки ребенок мог поворачивать изделие и обрабатывать его со всех сторон. Для демонстрации модели со всех сторон в старших и подготовительных группах к школе хорошо применять высокие подставки с вращающимся диском. 3.Способы и приемы лепки в возрастных группах. Для успешной работы с детьми дошкольного возраста воспитателю нужно ознакомить их с разными способами лепки. На первых стадиях обучения для обработки таких форм, как шар, цилиндр, диск, можно пользоваться раскатыванием глины в разных направлениях. Так, для получения шарообразной формы можно раскатывать глину ладонями кругообразными движениями, для получения цилиндрической – прямыми движениями, для доскообразной формы нужно округлую форму между ладонями. Для изображения, форм с более сложным строением, а также для проработки деталей включаются в работу пальцы, это поможет изобразить форму более точно. Для изображения форм, состоящих из нескольких частей (фигуры человека, животных и т.д.), необходимо овладеть следующими способами лепки: Из отдельных частей (конструктивный способ); Из целого материала (все части вытягиваются из одной массы глины –пластический или скульптурный способ); Комбинированным (объединяет лепку из отдельных частей и из целого куска).
Лепка предмета из отдельных частей (конструктивный способ). Это наиболее простой способ лепки, который заключается в составлении предмета из отдельных частей, вылепленных предварительно. Обычно работу начинают с основной, наиболее крупной части. При лепки человека или животного сначала лепят туловище, затем голову, сравнивают части по величине и соединяют. Далее приступают к лепки конечностей. Детали лепят в последнюю очередь. Лепка предмета из целого куска( пластический или скульптурный способ). Более сложный приём. Требует более точных движений, хорошего глазомера и более отчетливого представления о форме и пропорциях предмета. Комку глины придаётся сразу определённая исходная форма. (Исходная форма для лепки груши – шар; для гуся, курицы – яйцевидная форма; прыгающую белку легче вылепить из удлиненного толстого столбика, согнутого в дугу). Слепив основную форму животного, переходят к вытягиванию таких частей, как шея, голова, конечности, хвост. Постепенно проверяется правильность пропорций. После того как основные формы вылеплены, можно приступать к уточнению формы более лёгких деталей и частей. Комбинированный способ лепки. Этот способ включает в себя оба выше названных способа. Из целого куска лепятся те части, которые составляют основную массу предмета. Пример: туловище и толстые ноги медведя; туловище и хвост лисицы. Голову медведя и лапы лисицы удобно вылепить отдельно, т.к. вытягивая из общего куска, можно нарушить основную форму. Кроме того, при лепки мелких деталей применяются такие приёмы, как оттягивание, прищипывание глины от общей массы, а также приёмы рельефной лепки. Во время лепки таких деталей, как удлинённая часть головы зверя, нос, клюв, хвост, детали одежды могут быть исполнены приёмы оттягивания и прищипывания глины пальцами, когда от общей массы глины захватывается пальцами небольшая её часть и оттягивается до необходимого размера. При лепки крыльев и перьев птиц, чешуи рыб, шерсти животных хорошо использовать приём рельефной лепки, при котором небольшие куски глины накладывают на основную форму и пальцами или стеком придают им нужную форму. Пластилинография - нетрадиционная техника, заключается в рисовании пластилином на картоне. Фон и персонажи изображаются не с помощью рисования, а с помощью вылепливания, при этом объекты могут быть более или менее выпуклыми, рельефными. 1. Прямая пластилинография – лепное изображение строится на ровной поверхности (картоне). 2. Обратная пластилинография (витражная) – предполагает рисование с обратной стороны основы. Для этого она должна быть прозрачной, например пластик или оргстекло, плотная пленка. Рисунок составляется на основе маркером, затем его элемент заполняются пластилином. В изображении подбираются кусочки пластилина необходимого размера и цвета. Размягчаются, а затем размазываются на прозрачной основе, тщательно придавливая пластилин к поверхности. 3. Модульная пластилинография – сложная техника, требует умения владеть всеми приемами лепки. Тогда получается лепная картина, состоящая из разных декорирующих элементов: шариков, лепешек, цилиндриков, косичек и других технических элементов. 4. Мозаичная пластилинография – изображение составляется из пластилиновых шариков. Главное подбирать соответствующие цвета и аккуратно заполнять элементами контурное пространство, не выходя за его пределы. Методика работы состоит из скатывания мелких шариков, расположение их на основе и прижимания к ней. 5. Контурная пластилинография - предполагает вылепливание объекта по контуру. Пошагово этапы действия: сначала на оанову маркером наносится рисунок, затем с помощью тонких скатанных жгутиков выкладывается контур, изображение заполняется жгутиками соответствующего цвета. 6. Многослойная пластилинография – последовательно нанесенные на основу слои пластилина ( изображение пейзажей, леса, воды, поля, когда нужно подобрать не только основные цвета, но и их оттенки). 7. Фактурная пластилинография – предполагает изготовление объемного изображения. Модульная техника. Обычно с модулями дети знакомятся в работе над таким видом лепки как пластилинография, где одним из типов картин выступают образы, созданные в разных техниках, но объединённые в общую композицию. Только в модульной лепке эти детали делаются объёмными. В отличие от комбинированной техники, нет ведущего способа создания фигурки. Как правило, из модулей делаются поделки на тему природы (например, ребята средней группы делают цветы, а затем объединяют их в один горшок). Техника работы на форме. В данном случае приёмы пластилинографии, в частности налепливание и заглаживание, переносятся на создание трёхмерных образов. В качестве основы для оформления пластилином используются банки, коробочки, бутылки. Так, для создания домика-теремка можно взять подходящего размера коробочку, которую полностью или частично залепляют пластилином и делают подходящий декор. Многослойная лепка. (миллефиори – старинная техника итальянских стеклодувов). Заключается в использовании нескольких цветов пластилина, в ходе работы с которым создаются невообразимые образы и цветовые сочетания. Способы: 1. Из двух кусков пластилина раскатать пластины примерно одинаковые по размеру и желательно квадратной формы – один из темного куска пластилина, другой из светлого пластилина, складываем их вместе и скатываем как рулет. Затем разрезаем на тонкие пластины. 2. Из пластилина разного цвета катаем колбаски одинаковой длины. Затем соединяем друг с другом, скатываем и нарезаем стекой на тонкие полоски. 3. Одну колбаску заворачиваем поочередно в лепешки из пластилина разного цвета, скатываем и нарезаем стекой на тонкие полоски. Хронометраж занятия лепкой. Для успешной реализации тех целей и задач, решать которые призвана лепка, нужно не только грамотно выстроить порядок практического овладения малышами навыками обращения с материалом и инструментами, но и рационально распределить время на это. Время на выполнение объёмного образа зависит от варианта реализации этого вида изодеятельности в ежедневном плане образовательного процесса. На отдельном занятии Если на лепку отведено целое занятие, то его план будет стандартным:
Способы и приемы лепки в каждой возрастной группе
Лепка в системе образовательного процесса ДОУ занимает важное место, так как позволяет реализовывать ключевые цели работы с детьми. А при этом ещё и очень нравится самим дошкольникам. Создание пластичных объёмных фигурок приобщает их к таинству создания игрушек, а значит, погружает в мир фантазии, сказки и даёт возможность почувствовать себя настоящими волшебниками. 24 марта 2024 в 23:08
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.