Маевская Людмила Юрьевна МБДОУ Д/С Калинка

Виды, способы и приемы лепки в разных возрастных группах ДОУ


1.Виды лепки.

2.Особенности работы с разным пластическим материалом.

3.Способы и приемы лепки в   возрастных группах.

1.Виды лепки.

Лепка - вид изобразительной деятельности, в процессе которой дети изображают предметы окружающей действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь глиной или пластилином.

Современные исследования и практика работы учреждений дошкольного образования говорят о том, что в результате обучения дети могут быть подведены к созданию выразительного образа, т.к. во время лепки они используют многие изображения и технические средства, которыми пользуется скульптуры (передают объём, движение, детали), но используют их своеобразно, что зависит от степени знаний, умений детей.

Значение лепки для этического воспитания детей

  1. Развивает этические чувства (дети познают красоту предметов, созданных в процессе лепки; радуются возможностям отразить окружающий мир в своих в изображениях).
  2. Дети усваивают художественный опыт, накопленным человеком в процессе ознакомления со скульптурой малых форм и изделиями народного творчества.
  3. Совместная работа над созданием изображения, сувениров для близких людей, также развитие у детей художественного вкуса, эстетического чувства.
  4. Занятия лепкой формируют эстетическое отношение к результатам художественной деятельности.

Кроме перечисленного позитивного влияния занятий лепкой на эстетическое развитие детей, необходимо отметить следующие моменты:

лепка развивает у детей наблюдательность; развивает у детей чувство осязания; укрепляет зрительную память; развивает мелкую моторику рук; развивает воображение и творческие способности.

Виды лепки (по содержанию детских работ)

Предметная лепка – это изображение отдельного предмета.

Сюжетная лепка – это изображение нескольких предметов, связанных между собой.

Декоративная лепка – это лепка посуды и предметов декоративного искусства (свистульки, матрешки и др.). К декоративной лепке относят и создание рельсов, т.е. украшение плоской формы разнообразными объемными деталями

Вид и цели

Суть

С какого возраста практикуется

Предметная: учит обобщать представления об окружающем мире в конкретных образах.

Создание фигурок, которые максимально точно передают форму, пропорции и динамику своего прообраза.

Практикуется с первой младшей группы, когда дети создают грибочки, улиток, орешки и пр.

Декоративная: воспитывает эстетические чувства, развивает понимание гармонии.

Создание объёмных элементов украшений для поделок из бумаги и пр. (например, капли дождя на рисунке «Осень» в средней группе), а также лепка птиц, животных в традиции народных игрушек (создание дымковской барышни в подготовительной группе).

Освоение этого вида начинается в средней группе.

Сюжетная: развивает образное мышление.

Создание отдельных фигур, которые объединены общим сюжетом.

Отдельные элементы в форме коллективной аппликации вводятся в занятия художественно-эстетического направления со средней группы. Например, дети лепят фигурки героев сказки «Колобок», а затем выставляют их на одну основу.

Пластилинография: расширяет представления детей о создании объёмных и плоских образов.

Этот вид лепки предполагает создание рисунка пластилином.

По степени рельефности изображения поделки могут быть барельефом, горельефом и контррельефом.

Виды лепки (по способу изображения)

Виды лепки: с натуры; по памяти; по замыслу. Каждый вид имеет свои учебные и творческие задачи.

Лепка с натуры – детей необходимо учить видеть предмет, выделять его основную форму, строение, пропорции и изображать это в лепки.

Требования к натуре:

Ярко выраженная форма, строение и пропорции; Окраска должна быть спокойной и ровной (яркая пестрая окраска мешает воспринимать общую форму предмета и его пропорции).

После рассмотрения натуры и анализа строения можно приступить к лепке.    

Новые требования по сравнению с рисунком:    

  1. Лепка требует изображения со всех сторон. Возможно, поворачивать натуру во время лепки.
  2. На рабочее место свет падает лишь с левой стороны или сверху – чтобы тень от рук не заслоняла создаваемую форму.
  3. Лепку с натуры необходимо чередовать с лепкой по памяти. Дети должны запомнить основную форму предмета, его характерные свойства и отразить это в лепке. Для развития зрительной памяти сначала можно предложить детям полепить по памяти те предметы, которые они лепят с натуры, а затем переходить к изображению других.
  4. Лепка по замыслу – перед детьми стоит задача самостоятельно, опираясь на свои впечатления, выбрать тему (пусть несложную), продумать её структуру зрительной выразительности образов, композиции, а также определённую последовательность и приёмы выполнения.

Процесс лепки происходит на основе зрительного восприятия и активного осязания формы, величины предмета, поэтому дети достигают в лепки успехи гораздо быстрее, чем в рисовании, а качество их работ выше соответствующих изображений в рисунке.

Сенсорные основы лепки

Лепка необходима для развития у детей ощущений, восприятий и наглядных представлений. Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей опорой для зрения является осязание предмета.

Процесс лепкой требует тонкого анализа и синтеза объёмных свойств предмета (объём, форма, плотность, фактура). Самостоятельно ребенок овладеть  этим не может. Ему должны помочь взрослые. Они должны научить его обобщённой системе активного обследования предмета, познакомят с выработанными обществом сенсорными эталонами.

Активное обследование предметов перед лепкой – это педагогический способ организации чувственного опыта детей. В этой системе можно условно выделить четыре этапа:

  1. этап – организация восприятия предметов в целом. Она включает последовательность и непрерывность движения пальцев и глаз, начиная с верхней точки вниз, по главным характерным линиям. Левая рука держит предмет, правая его обследует; предмет может стоять неподвижно.
  2. этап – обследование предмета сочетание с анализам. Обследование предмета рукой и взглядом сопровождается анализом основных частей и определением их свойств (форма, величина и т.д.).
  3. этап – выделение более мелких частей предмета и установление их формы, величины, пространственного положения по отношению к основным частям.
  4. этап – повторное целостное восприятие предмета. Общее заключительное движение руки и взгляда сверху вниз позволяет объединение данных, полученные чувственным путём, в целостный образ.  

Обследование направлено и на анализ «ощупывание» структурной поверхности предмета. При этом должны работать все пальцы рук. Для распознавания структуры материала принимается надавливание на поверхность предмета.

Таким образам, детям предлагается система обобщённых действий, которые они проделывают сначала под руководством взрослых, а позднее самостоятельно.

Предложенная система обследование предмета перед лепкой осуществляется в ходе занятий, игр или  специальных упражнений. При этом обучение обследования следует начинать с 2 лет. Работа с детьми этого возраста ведется индивидуально и группами. Большое значение отводится ознакомлению детей с сенсорными эталонами – формой, величиной и т.д. (младшая группа – шар, куб; средняя группа – конус, овал, цилиндр).  

Дидактические игры

«Чудесный мешочек», «Угадай, что это» (фрукты и овощи круглой формы: лимон, яблоко, картофель, огурец); «Отбери предметы по группам» (мягкие - твердые; тяжелые – легкие); «Путешествие по игровой комнате».

Таким образом, организация сенсорного обследования предмета позволяет опустить показ процесса создания изображения, который раньше был связующем звеном между восприятием предмета и его  лепкой.

2.Особенности работы с разным пластическим материалом.

Овладение изобразительными и техническими средствами лепки составляет для ребенка большую сложность, поэтому воспитатель с особой ответственность должен подходить к отбору материала для лепки, содержанию и приёму обучения.

Обычно в учреждении дошкольного образования используют глину и пластилин.

Глина – наиболее удобный и ценный материал.

Эластична Послушна в руках Обладает приятным нейтральным цветом

Пластилин – упругий материал, который требует специальной подготовки перед работой. Он может быть однотонным и цветным. Однотонный даёт возможность лучше понять цельность формы и строения предмета. Цвет вносит разнообразие в работу, является дополнительным средствам выразительности.

Оборудование для лепки:

Каркасы - палочки разной длины и толщины. С помощью каркаса фигуры становятся более устойчивыми, динамичными.

В процессе лепки нужно уметь пользоваться стеками. Они могут быть деревянными и пластмассовыми. Самая простая форма стеки-палочки, заостренная с одной стороны и закругленная с другой; стека-лопаточка; стека- петля. Кроме того, стеки могут быть в виде печаток с разными формами сечения: круглой, квадратной, треугольной и т.д. Используют их для нанесения орнамента на поверхность изделия. В качестве таких печаток могут быть использованы крышки от фломастеров, шляпки от винтов и т.д.

Используется стека для обработки деталей в тех случаях, когда это трудно сделать рукой, стекай, снимается лишняя глина и формы, делаются надрезы.

Поверхность вылепленного изделия, сделанного по мотивам народных игрушек, обрабатывается влажной тряпочкой, (входит в оборудование занятия).      

Для успешного обучения детей лепки хорошо иметь по размеру доски, которая размещена на столе. Они могут быть круглые или квадратные. Их размер определяется величиной лепки. Для фигуры размером 15*10 см. необходима доска 35*22 см. Если фигура увеличена в размерах, то используется и большая по размеру доска.

В старших и подготовительных к школе группах вместо досок могут использоваться поворотные станки с подвижно установленным диском, чтобы во время лепки ребенок мог поворачивать изделие и обрабатывать его со всех сторон. Для демонстрации модели со всех сторон в старших и подготовительных группах к школе хорошо применять высокие подставки с вращающимся диском.    

3.Способы и приемы лепки в   возрастных группах.

Для успешной работы с детьми дошкольного возраста воспитателю нужно ознакомить их с разными способами лепки.

На первых стадиях обучения для обработки таких форм, как шар, цилиндр, диск, можно пользоваться раскатыванием глины в разных направлениях. Так, для получения шарообразной формы можно раскатывать глину ладонями кругообразными движениями, для получения цилиндрической – прямыми движениями, для  доскообразной формы нужно округлую форму между ладонями.

Для изображения, форм с более сложным строением, а также для проработки деталей включаются в работу пальцы, это поможет изобразить форму более точно.

Для изображения форм, состоящих из нескольких частей (фигуры человека, животных и т.д.), необходимо овладеть следующими способами лепки:

Из отдельных частей (конструктивный способ); Из целого материала (все части вытягиваются из одной массы глины –пластический или скульптурный способ); Комбинированным (объединяет лепку из отдельных частей и из целого куска).

   

Лепка предмета из отдельных частей (конструктивный способ). Это наиболее простой способ лепки, который заключается в составлении предмета из отдельных частей, вылепленных предварительно. Обычно работу начинают с основной, наиболее крупной части.

При лепки человека или животного сначала лепят туловище, затем голову, сравнивают части по величине и соединяют. Далее приступают к лепки конечностей. Детали лепят в последнюю очередь.

Лепка предмета из целого куска( пластический или скульптурный способ).

Более сложный приём. Требует более точных движений, хорошего глазомера и более отчетливого представления о форме и пропорциях предмета.

Комку глины придаётся сразу определённая исходная форма.

(Исходная форма для лепки груши – шар; для  гуся, курицы – яйцевидная форма; прыгающую белку легче вылепить из удлиненного толстого столбика, согнутого в дугу).

Слепив основную форму животного, переходят к вытягиванию таких частей, как шея, голова, конечности, хвост. Постепенно проверяется правильность пропорций. После того как основные формы вылеплены, можно приступать к уточнению формы более лёгких деталей и частей.

Комбинированный способ лепки.

 Этот способ включает в себя оба выше названных способа. Из целого куска лепятся те части, которые составляют основную массу предмета.

Пример:  туловище и толстые ноги медведя; туловище и хвост лисицы. Голову медведя и лапы лисицы удобно вылепить отдельно, т.к. вытягивая из общего куска, можно нарушить основную форму.

Кроме того, при лепки мелких деталей применяются такие приёмы, как оттягивание, прищипывание глины от общей массы, а также приёмы рельефной лепки.

       Во время лепки таких деталей,  как удлинённая часть головы зверя, нос, клюв, хвост, детали одежды могут быть исполнены приёмы оттягивания и прищипывания глины пальцами, когда от общей массы глины захватывается пальцами небольшая её часть и оттягивается до необходимого размера.

При лепки крыльев и перьев птиц, чешуи рыб, шерсти животных хорошо использовать приём рельефной лепки, при котором небольшие куски глины накладывают на основную форму и пальцами или стеком придают им нужную форму.

      Пластилинография -  нетрадиционная техника, заключается в рисовании пластилином на картоне. Фон и персонажи изображаются не с помощью рисования, а с помощью вылепливания, при этом объекты могут быть более или менее выпуклыми, рельефными.

         1. Прямая пластилинография – лепное изображение строится на ровной поверхности (картоне).

         2. Обратная пластилинография (витражная) – предполагает рисование с обратной стороны основы. Для этого она должна быть прозрачной, например пластик или оргстекло, плотная пленка. Рисунок составляется на основе маркером, затем его элемент заполняются пластилином. В изображении подбираются кусочки пластилина необходимого размера и цвета. Размягчаются, а затем размазываются на прозрачной основе, тщательно придавливая пластилин к поверхности.

      3. Модульная пластилинография – сложная техника, требует умения владеть всеми приемами лепки. Тогда получается лепная картина, состоящая из разных декорирующих элементов: шариков, лепешек, цилиндриков, косичек и других технических элементов.

      4. Мозаичная пластилинография – изображение составляется из пластилиновых шариков. Главное подбирать соответствующие цвета и аккуратно заполнять элементами контурное пространство, не выходя за его пределы. Методика работы состоит из скатывания мелких шариков, расположение их на основе и прижимания к ней.

     5. Контурная пластилинография  -  предполагает вылепливание объекта по контуру. Пошагово этапы действия: сначала на оанову маркером наносится рисунок, затем с помощью тонких скатанных жгутиков выкладывается контур, изображение заполняется жгутиками соответствующего цвета.

     6. Многослойная пластилинография – последовательно нанесенные на основу слои пластилина ( изображение пейзажей, леса, воды, поля, когда нужно подобрать не только основные цвета, но и их оттенки).

     7. Фактурная пластилинография – предполагает изготовление объемного изображения.

        Модульная техника.

Обычно с модулями дети знакомятся в работе над таким видом лепки как пластилинография, где одним из типов картин выступают образы, созданные в разных техниках, но объединённые в общую композицию. Только в модульной лепке эти детали делаются объёмными. В отличие от комбинированной техники, нет ведущего способа создания фигурки. Как правило, из модулей делаются поделки на тему природы (например, ребята средней группы делают цветы, а затем объединяют их в один горшок).

       Техника работы на форме.

В данном случае приёмы пластилинографии, в частности налепливание и заглаживание, переносятся на создание трёхмерных образов. В качестве основы для оформления пластилином используются банки, коробочки, бутылки. Так, для создания домика-теремка можно взять подходящего размера коробочку, которую полностью или частично залепляют пластилином и делают подходящий декор.

      Многослойная лепка. (миллефиори – старинная техника итальянских стеклодувов). Заключается в использовании нескольких цветов пластилина, в ходе работы с которым создаются невообразимые образы и цветовые сочетания.

    Способы:

1. Из двух кусков пластилина раскатать пластины примерно одинаковые по размеру и желательно квадратной формы – один из темного куска пластилина, другой из светлого пластилина, складываем их вместе и скатываем как рулет. Затем разрезаем на тонкие пластины.

2. Из пластилина разного цвета катаем колбаски одинаковой длины. Затем соединяем друг с другом, скатываем и нарезаем стекой на тонкие полоски.

3. Одну колбаску заворачиваем поочередно в лепешки из пластилина разного цвета, скатываем и нарезаем стекой на тонкие полоски.

               Хронометраж занятия лепкой.

Для успешной реализации тех целей и задач, решать которые призвана лепка, нужно не только грамотно выстроить порядок практического овладения малышами навыками обращения с материалом и инструментами, но и рационально распределить время на это. Время на выполнение объёмного образа зависит от варианта реализации этого вида изодеятельности в ежедневном плане образовательного процесса.

На отдельном занятии

Если на лепку отведено целое занятие, то его план будет стандартным:

  1. Вводная часть — 2–3 минуты, посвящённая актуализации знаний воспитанников по теме, перечислению материалов для создания поделки.
  2. Основной этап — 10–18 минут, на котором взрослый демонстрирует образец поделки, показывает процесс выполнения поставленной творческой задачи, а также проводит пальчиковую гимнастику непосредственно перед началом выполнения поделки и физкультминутку под конец работы.
  3. Заключительная часть — 2–3 минуты — посвящена оценке работы детей на уроке, рефлексии (в средней и старших группах), также на этом этапе организуется выставка поделок.

           Способы и приемы лепки в каждой возрастной группе

Знания

Умения

Способы лепки

Содержание

Конец года

Младший дошкольный возраст

1. Знать свойства глины: мягкая, делится на части, можно лепить.

2. Различать и называть формы: шар, лепёшка, столбик.

3. Различать и называть величины: большой, средний, маленький.

1. Лепить несложные предметы из одной или нескольких частей одинаковой формы, плотно прижимая части друг к другу.

2. Уметь лепить аккуратно, не пачкая одежду.

3. Лепить над дощечкой.

4. Уметь наносить рисунок палочкой.

1.Раскатывание (столбик).

2.Скатывание (шар).

3.Вдавливание пальцем (украшаем пирог).

4.Прищипывание.

5.Сплющивание.

6.Присоединение.

1. Из столбиков делаем карандаши, колечки.

2. Из шариков - мячи, вишня, конфеты, ягоды, неваляшка, снеговик, птичка, яблоки, колобок, печенье.

Уметь лепить предметы, состоящие из 1-3 частей.

Применяется информационно-рецептивный метод, т.е. подражательный, повторяющий формообразующие движения. Значение имеет не только показ, но и объяснение. Воспитатель поясняет каждое действие. Для лучшего закрепления того или иного способа изображения  педагог предлагает перед лепкой произвести необходимые движения в воздухе. Необходимым условием является введение игровых приёмов, обыгрывание тех предметов, которые дети будут лепить.

Знания

Умения

Способы лепки

Содержание

Конец года

Средний дошкольный возраст

1. Знать свойства - глина пластична.

2. Знать и различать формы (конус, фигура в форме яйца).

3. Знать как сравнивать величины.

4. Видеть пропорции, называть детали.

5.Различать признаки предметов (длинный, короткий, толстый, тонкий)

1. Уметь лепить предметы из нескольких частей.

2. Освоить обобщённые способы лепки птиц, животных из целого куска и по частям.

3. Правильно соблюдать пропорции и взаиморасположение частей.

4. Подводить к сюжетной лепке.

Добавляются:

7. Примазывание.

8. Защипывание.

9. Вытягивание.

10. Сглажиание.

Овощи, фрукты, грибы, игрушки (заяц, медведь, кошка, рыбка, ёж, птичка, утка), девочка в длинной шубке, воробей, жар-птица, посуда.

Уметь лепить предметы, состоящие из нескольких частей.

Используется полный или частичный показ с объяснением. Используются приёмы, расширяющие представления об окружающем: рассматривание предметов, наблюдение явлений окр. жизни. Приём обыгрывания темы и результата. Приём сравнения помогает детям правильно передавать пропорции.

Педагог должен научить детей вычленять форму предмета с помощью обследующего жеста, формировать способы обследования, сравнивать предметы между собой, определяя сходства и отличия.

Знания

Умения

Способы лепки

Содержание

Конец года

Старший дошкольный возраст

1.Анализировать натуру по плану воспитателя.

2. Разбираться в строении предметов, форме и величине частей предмета.

3.Самостоятельно обследовать и анализировать натуру, модели лепки, скульптуру, воспроизводить увиденное в образах лепки.

1. Самостоятельно определять способы лепки.

2. Устанавливать фигуру в вертикальном положении, придавать фигурам устойчивость.

3. Передавать движение предмета.

4. Уметь лепить с натуры и по представлению

5. Передавать сюжет в лепке.

6. Уметь выполнять работу коллективно.

1.Совершенствовать технику лепки через индивидуальные формы.

2. Использовать знакомые приёмы лепки.

3. Добавляются способы: вытягивание деталей из целого куска; ленточный способ, скульптурный способ изображения, лепка из целого куска (пластический).

1. Овощи, фрукты, грибы, посуда, человек, птицы, животные, игрушки по мотивам предметов народного промысла, декоративные пластины.

2.Составлять композиции по заданной теме или литературным произведениям.

1. Лепить предметы по мотивам народного промысла.

2. Лепить в движении человека и животных.

3.Использовать различные способы лепки.

4. Расписывать изделия из глины.

Приёмы: заглаживание поверхности, налепливание, углубления, рельефы, вытягивание

Дети должны уметь пользоваться стеками, уметь передавать движение. Используется частичный показ, рассматривание предметов, наблюдение, беседы.

Знания

Умения

Способы лепки

Содержание

Конец года

Подготовительная группа

1.Самостоятельно обследовать и анализировать натуру, модели лепки, скульптуру, воспроизводить увиденное в образах лепки.

2. Разбираться в строении предметов, форме, величине и пропорциях.

1. Самостоятельно определять способы и приёмы лепки.

2. Устанавливать фигуры в вертикальном положении, придавая им устойчивость.

3. самостоятельно находить способы передачи выразительности образов (поза, детали, движение, фактура).

4. Передавать движение предметов за счёт изменения основного положения.

5. Уметь лепить с натуры и по представлению.

6. Передавать задуманный сюжет в лепке.

7. Уметь выполнять работу коллективно.

1.Совершенствовать технику лепки через индивидуальные формы.

2. Использовать знакомые приёмы лепки.

1. Овощи, фрукты, грибы, посуда, человек, птицы, животные, игрушки по мотивам предметов народного промысла, декоративные пластины.

2. Составлять композиции по заданной теме или литературным произведениям.

1. Лепить предметы по мотивам народного промысла.

2. Лепить в движении человека и животных.

3. Использовать в лепке различные способы.

4. Расписывать изделия из глины.

Лепка в системе образовательного процесса ДОУ занимает важное место, так как позволяет реализовывать ключевые цели работы с детьми. А при этом ещё и очень нравится самим дошкольникам. Создание пластичных объёмных фигурок приобщает их к таинству создания игрушек, а значит, погружает в мир фантазии, сказки и даёт возможность почувствовать себя настоящими волшебниками.

24 марта 2024 в 23:08

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.