Маевская Людмила Юрьевна МБДОУ Д/С Калинка

Дидактические игры в экологическом воспитании

 Мы живём на планете Земля. Все люди отличаются по цвету кожи, языку, на котором говорят, интересам и привычкам. Но у всех одна забота – сохранить нашу планету для дальнейшей жизни.

Эффективным средством экологического воспитания являются дидактические игры. В игре ребёнок познаёт явления окружающей действительности, с её помощью входит в мир социальных отношений, учится общаться и решать жизненные и социальные задачи, становиться здоровой личностью.

Безусловно, значение игры в период детства неоценимо. Она была, есть и останется навсегда «путеводной звездой» для дошкольника в мир социальных отношений, отыскать её, научиться пользоваться её «светом» детям помогает воспитатель. Он развивает игровую деятельность детей, вводит их в мир игровых взаимоотношений.

Содержание детских игр отражает реалии настоящего, окружающего мира. Это наилучшим образом сказывается на развитии детей, так как отражение в играх современной и актуальной в определённый момент времени действительности помогает им разобраться с ней, её особенностями, понять современный социальный контекст и уклад жизни. За последние годы жизнь существенно изменилась, изменился её уклад. Воспитатель должен учитывать эти изменения, которые естественным образом находят отражение в опыте ребёнка и естественно трансформируются в игру. Развивая игровые умения детей, педагогу важно:

использовать новые приёмы в развитии игровых умений дошкольников;

ориентироваться на содержание, привлекательное для ребёнка; не заставлять ребёнка играть, а создавать условия для возникновения интереса к игре;

не сдерживать двигательную активность детей;

хвалить ребёнка за успехи;

не давать отрицательных оценок при ошибках детей.

Дидактические игры в экологическом воспитании позволяют:

- обеспечить интерес к природе и развить ценностное отношение к ней;

- формировать мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности;

- предоставить возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения; контроля и оценки результатов собственной экологически ориентированной деятельности.

Игры целесообразно проводить с небольшой подгруппой, вариативно, с учётом сформированных у детей этого возраста представлений:

- о многообразии природных объектов, о растениях и животных как живых организмах;

- о культуре поведения в природе.

Дидактические игры экологического содержания можно объединить в три группы:

для обогащения экологических представлений;

для воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе;

для приобщения к экологически ориентированной деятельности.

Наличие экологических представлений у детей не гарантирует их готовности поступать экологически целесообразно. Предлагаются дидактические игры, направленные на развитие у дошкольников эмоционально-ценностного отношения к природе, её эстетического восприятия и формирование нравственно-оценочного опыта поведения в природе.

В ходе игр для развития эстетического восприятия природы дошкольники при контакте с природным объектом (наблюдении, прикосновении к растению, животному и т.д.) должны рассказать об особенностях его внешнего вида, развития или об уходе за ним, о случаях бережного (жестокого) отношения людей к растениям, животным.

В процессе игр для формирования нравственно-оценочного опыта обсуждаются последствия поступков участников определённых ситуаций. Дети учатся находить собственные решения, мотивировать их, делать выводы.

Дидактические игры

для обогащения экологических представлений


«Волшебный поезд»

Цель. Закрепить и систематизировать представления детей о зверях, птицах, насекомых, земноводных.

Материал. Два поезда, вырезанных из картона (в каждом поезде по 4 вагона с 5 окнами); два комплекта карточек с изображением животных.

Ход игры.

Играют две команды (в каждой по 4 ребёнка-«проводника»), которые сидят за отдельными столами. На столе перед командой

лежит «поезд» и карточки изображением животных.

Воспитатель. Перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам (в первом – зверей, во втором – птиц, в третьем – насекомых, в четвёртом - земноводных) так, чтобы в каждом окне был виден один пассажир.

Та команда, которая первой разместит животных по вагонам правильно, станет победителем.

Аналогично эта игра может проводиться для закрепления представлений о различных группах растений (леса, сада, луга).


«Экологи»

Воспитатель напоминает детям, что люди, которые занимаются изучением природы и вопросами её охраны, называются экологами, и предлагает желающим (5-7 человек) побыть в роли экологов. Остальные дети будут задавать им вопросы.

Примерные вопросы:

  1. Если мы будем охранять птиц в лесу, кому мы поможем?

  2. Для чего природе нужны хищники?

  3. Что такое Красная книга и для чего она нужна?

  4. Для чего люди создают заповедники?

  5. Расскажите, как связаны между собой ёлка, белка, рысь?

  6. Какую помощь растениям оказывают животные, насекомые?

Побеждает тот, кто дал больше полных и точных ответовЗатем экологами может стать другая группа детей.


«Берегите природу»

На столе лежит бумажный круг, разделённый на пять секторов, и карточки с изображением частей природного мира (растения, звери, птицы, рыбы, человек).

Воспитатель предлагает поместить картинки на сектора (на каждый по одной), затем убирает одно из изображений и спрашивает у детей, что произойдёт с оставшимися живыми объектами на земле. Например: «Если не будет растений, что произойдёт с птицами (зверями и т.д.)?» Затем возвращает карточку на место и убирает следующую. Изображение человека снимает в последнюю очередь.

Взрослый подводит детей к выводу: если человек исчезнет с Земли, то природа не погибнет, но если одна из других частей живой природы исчезнет, может погибнуть остальной мир, в том числе и человек. Всё взаимосвязано в природе, и человек должен бережно относиться к окружающему миру.


«Лесной многоэтажный дом»

Цель. Углубить знания детей о лесе как природном сообществе; закрепить представления об «этажах» (ярусах) смешанного леса.

Материал. Модель с изображением 4 ярусов смешанного леса (почвенного, травянистого, кустарникового, древесного); силуэтные изображения животных; фишки.

Ход игры.

1 вариант. Воспитатель даёт детям задание расселить животных на 4 ярусах смешанного леса.

2 вариант. Воспитатель помещает животных в несвойственные для их обитания ярусы. Дети должны найти ошибки, исправить их и объяснить, почему они так считают. Кто первый находит ошибку и исправляет её, получает фишку.

Победителем становится тот, у кого в конце игры окажется больше фишек.


«Летает, плавает, бегает»

Водящий по очереди бросает детям мяч, называя объект живой природы. Ребёнок ловит мяч и бросает его водящему, называя способ передвижения этого объекта. Например: заяц – бегает, ворона – летает, карась – плавает.


Дидактические игры

для развития эстетического восприятия природы


«Беседа с деревьями»

Цель. Учить детей видеть и эмоционально откликаться на прекрасное в природе; воспитывать гуманное отношение к ней.

Ход работы.

Воспитатель. Посмотрите, как много деревьев на нашем участке. Выберете дерево, которое вам нравиться, подойдите к нему, обнимите и постойте так с закрытыми глазами. Послушайте, что оно вам «расскажет». По моему сигналу возвращайтесь.

Вернувшись, дети рассказывают о «своём» дереве.

Можно провести «Беседу с цветами» (с использованием растений из цветника или уголка природы); «Беседу с животными» (с использованием животных из уголка природы).


«Встреча с растением»

Цель. Формировать эмоциональное отношение к природе.

Материал. Картинки с изображением известных детям деревьев и цветов – на каждого ребёнка.

Ход игры.

Воспитатель раздаёт детям картинки.

Воспитатель. Посмотрите внимательно на свою картинку. Вам знакомо это растение? (Ответы детей.) Подумайте, что вы можете рассказать о нём?

Педагог задаёт наводящие вопросы, помогает на них отвечать (как бы даёт образец рассказа).


«Рыбы – птицы - звери»

Воспитатель произносит слово «птица» и бросает ребёнку мяч. Поймав мяч, он должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч обратно.


Дидактические игры для формирования

нравственно-оценочного опыта


«Что такое хорошо и что такое плохо»

Цель. Уточнить представления детей об экологически правильном поведении.

Материал. Сюжетные картинки (дети сажают деревья, поливают цветы; дети ломают ветки деревьев, рвут цветы; дети делают скворечник; дети разрушают птичье гнездо; мальчик стреляет в птиц из рогатки). Карточки тёмного и яркого цвета – на каждого ребёнка.

Ход игры.

Воспитатель показывает картинку. Дети рассказывают, что на ней изображено, затем по просьбе воспитателя оценивают действия персонажей – поднимают карточку светлого (если оценка положительная) или тёмного цвета.


«Природа благодарит и сердится»

Цель. Учить детей правильно оценивать действия людей по отношению к природе.

Материал. Фишки (яркие и тёмные), старичок-лесовичок.

Ход игры.

Игра проводится во время прогулки в лес, парк, сквер. Старичок-лесовичок просит ответить на два вопроса:

За что природа могла бы сказать вам «спасибо»?

За что природа могла бы рассердиться на вас?

Дошкольники получают фишки: за ответы на первый вопрос – яркие, а за ответы на второй вопрос – тёмные.

В конце игры можно предложить тёмные фишки отдать воспитателю, а яркие оставить себе, подчёркивая, что природа никогда не рассердится, если к ней относиться бережно.


Дидактические игры для приобщения

к экологически ориентированной деятельности


«Помощники растений»

Цель. Закрепить знания дошкольников об уходе за комнатными растениями.

Материал. 5-6 комнатных растений разных видов; карточки с изображением этих растений; вырезанные из бумаги кружки (для светолюбивых растений – жёлтые, для тенелюбивых – серые, для теневыносливых – наполовину жёлтые, наполовину серые; для влаголюбивых – синие, для засухоустойчивых - голубые); кисточки, клей.

Ход игры.

Воспитатель берёт карточку, называет изображённое растение и предлагает детям найти его. Карточку ставит около растения. Когда все карточки расставлены, воспитатель подходит к каждому растению и рассказывает о нём: откуда оно родом, какие условия ему необходимы. Дети решают, какие кружки нужно приклеить на карточку. Например, если растение любит тень и воду, наклеивают голубой и серый кружки.


«Ухаживаем за растениями»

Цель. Закреплять представления детей о различных способах ухода за растениями.

Материал. Карточки с изображением лейки, пульверизатора, кисточки, ножниц; 7-8 комнатных растений.

Ход игры.

Дети сидят за столом, на котором лежат карточки с изображением предметов, необходимых для ухода за растениями.

Воспитатель. Я прошла по детскому саду и нашла несколько неухоженных растений: неполитых, пыльных, с сухими листьями. Надо им помочь. Но прежде чем приступить к работе, нужно определить, какой уход требуется каждому растению.

Я буду показывать вам цветок, а вы должны найти и поднять карточку с изображением нужного предмета (лейки, ножниц и т.п.). Кто правильно ответит, после игры будет ухаживать за этим растением.


Игры, помогающие детям увидеть

красоту природы и порадоваться ей


«Чудесные путешествия в природу»

Цель. Помочь детям заметить красоту природных объектов и явлений, порадоваться ей.

Ход игры.

Вариант 1.

Перед выходом на прогулку воспитатель предлагает детям поиграть в путешествие.

Воспитатель. Ребята, давайте поиграем с вами в новую игру. Представьте, мы путешественники, а наш участок – это целый мир в поисках волшебных чудес, которые прячет природа. Это всё самое красивое, например, волшебными могут быть деревья, травинка, веточка, если мы смотрим на них и нам радостно, приятно. Отправляемся на поиски?

Воспитатель с детьми выбирают маршрут, по которому они будут исследовать участок, начинают своё путешествие.

Воспитатель. Если кто-нибудь заметит что-нибудь красивое, сообщите об этом всем. Я нашла необычное дерево с очень красивыми ветками, они так красиво переплетаются. Посмотрите на небо сквозь узор веток, вам нравиться?

Дети. Да. Красиво.

Воспитатель. Давайте продолжим наше путешествие. Кто нашёл что-нибудь необычное? Посмотрите, что нам принесла Маша. Льдинку, а в ней замёрзли сухие травинки и веточки. Красиво, правда?

Дети. Красиво. Очень даже!

Воспитатель. Что нашли вы, мальчики? Тоненькое растение выглядывает из снега. Почему вам это растение кажется красивым?

Дети. Потому что из снега выглядывают, как из-под одеяла.

Таким образом, осматриваются и другие объекты. Игра проводится 25-30 минут.

Вариант 2.

Каждый ребёнок и воспитатель отправляются на самостоятельные поиски красивого в природе. Затем все собираются в условленном месте, делятся впечатлениями, показывают найденные красивые объекты.

В свободное время детям можно предложить зарисовать красивые объекты и явления природы, увиденные на прогулке, совместно создать альбом, в котором будут отражаться результаты «чудесных путешествий в природу».


Тексты экологических задач


Задача 1.Собери биоценозДетям выдаётся набор деталей модели какого-то одного биоценоза (например, леса) и предлагается расположить их на фланелеграфе в соответствии с зависимостями, существующими в природе.

Задача 2. Кто где живёт? Воспитатель выставляет на фланелеграфе растения, а дети размещают на нём животных в соответствии с местами их обитания.

Задача 3. Так было днём. Что изменится ночью? Смоделировав биоценоз в дневное время суток, воспитатель предлагает детям подумать, как он будет выглядеть ночью.

Задача 4. Так было летом. Что произойдёт зимой? Вначале дети создают биоценоз в летнее время года. Затем воспитатель предлагает подумать, с чего начнутся изменения. Заменяя одни детали другими, дети воочию увидят последовательность развивающихся событий.

Задача 5. Кто где спрячется в случае опасности? На экран фланелеграфа выставляется фигурка волка. Дети перемещают тех животных, которые отреагируют на появление этого хищника. Вместо волка на полянку может выйти медведь, лиса, прилететь птица, бабочка.

Задача 6. В лес пришёл человек. Что будет? На фланелеграфе моделируются любые ситуации, сопутствующие появлению человека, - как положительные, так и отрицательные.

Задача 7. В лес пришли лесорубы. Что будет? На фланелеграфе собирается модель леса; животные размещаются в разных ярусах леса в соответствии с местами и обитания. Затем деревья убираются. Дети наглядно видят, что все животные остались без дома. В итоге дети приходят к выводу, что вырубка деревьев наносит непоправимый урон природе: лес исчезает.

Задача 8. Что случится, если из леса исчезнут птицы? После того как биоценоз собран, воспитатель убирает с экрана всех насекомоядных птиц. Количество насекомых увеличивается, исчезает трава, голыми становятся деревья и кусты.

Задача 9. Что случится, если исчезнут зайцы? Моделируя данную ситуацию на фланелеграфе, дети убедятся, что никаких существенных изменений в биоценозе как целостной системе не произойдёт.

Задача 10. Какой биоценоз распадается легче? Ребята сравнивают между собой биоценозы, богатые в видовом отношении (лес, степь) и бедные (тундру, пустыню). В степи и лесу, видовой состав которых богат, исчезновение одного какого-то вида может пройти незаметно. Эти биоценозы являются более устойчивыми, чем пустыня и тундра.

Содержание экологической деятельности для детей старшего дошкольного возраста включает систематический уход за растениями и животными уголка природы, экологической комнаты; труд на участке детского сада (в саду, огороде); подкормку птиц зимой. Трудовую деятельность следует сочетать с экологическими играми, наблюдениями, беседами и т.д.

24 ноября 2023 в 09:37

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.